-Сама́ (араб. سماع — слышание), также Сема́ — суфийский ритуал, представляющий собой разновидность зикра. Включает в себя пение, игру на музыкальных инструментах, танец, декламацию стихов и молитв, ношение имеющих символическое значение облачений и др. Особенно популярен как форма богослужения в суфийском тарикате Чишти на Индийском субконтиненте.
В 2005 году ЮНЕСКО объявила «Мевлевийский ритуал сама» шедевром устного и нематериального культурного наследия.
Возникновение ритуала «сама» предание приписывает вдохновителю суфийского ордена Мевлеви, поэту и мистику Руми. Согласно легенде, эта уникальная форма зикра возникла благодаря тому, что Руми однажды услышал на городском рынке ритмичные удары молотков золотобитов. В череде ударов, которые совершали подмастерья при обработке золота, ему послышался зикр «ля ила ха ильляля» («нет Бога, кроме Аллаха»), отчего он впал в экстаз, простёр обе руки и стал вращаться по кругу. Так появилась церемония «сама» имевлевийский орден дервишей. Ритуал «сама» уходит корнями в персидскую и турецкую культуры и ассоциируется с восточными традициями.
Сама олицетворяет мистическое странствие на пути духовного восхождения к совершенству. Обратясь к истине, адепт наполняется любовью, покидает своё эго и достигает духовного совершенства. Он возвращается из духовного странствия зрелым и преображённым, чтобы дарить любовь и служение всему миру. Руми уподобил ритуал «сама» паломничеству в Мекку, поскольку оба обычая предназначены для того, чтобы их приверженцы приблизились к Богу.
-Танец ке́чак (индон. Kecak) является формой балийской музыкальной драмы, возникшей в 1930-х годах. Традиционно исполняется группой из 100 или более мужчин, одетых в клетчатые саронги. Танцоры характерно напевают «чак-чак», вскидывают руками, трясут ладонями и т. д. Кечак (другое название которого — «Обезьянья песнь Рамаяны») изображает битву между Рамой, которому помогали обезьяноподобные Ванары, и злым демоном Раваной, описанную в Рамаяне. Корнями танец восходит к трансу и экзорцистским ритуалам. С историей из Рамаяны его соединил только в 1930-х годах немецкий художник и музыкант российского происхождения Вальтер Шпиз, который и создал из танца драматическое представление с сюжетом. В дальнейшем Уэйн Лимбак, партнер Шпиза, организовал танцевальные труппы и провел многочисленные гастроли, принеся "аутентичному балийскому танцу" мировую известность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий